Полнопилотажный тренажер МС-21-300

На полнопилотажный (комплексный) тренажер для перспективного российского самолета МС-21-300, находящийся в учебно-тренажерном центре авиакомпании «Аэрофлот», в скором времени начнут устанавливать настоящие органы управления. Об этом рассказал начальник отделения разработки систем обучения корпорации «Иркут» Владимир Алымов.

По словам Алымова, сейчас подготовка пилотов на тренажере не осуществляется, идет только ознакомление с техникой.  Обучение экипажей начнется за шесть месяцев до ввода воздушного судна в эксплуатацию. «Первых пилотов будет обучать изготовитель», — добавил он. «Аэрофлот» является стартовым и крупейшим заказчиком  магистральных самолетов МС-21.

Установленный в центре обучения «Аэрофлота» аппарат — первый тренажер МС-21, построенный на математических моделях, имитирующих поведение самолета. «Это позволяет быстро его дорабатывать по ходу проектирования воздушного судна», — пояснил представитель «Иркута». Он добавил, что алгоритм работы тренажера будет дорабатываться и по мере продвижения программы летных испытаний МС-21-300.

Комплексный тренажер является элементом системы подготовки персонала по программе МС-21. Разработку комплекса технических средств обучения (ТСО) по заказу «Иркута» ведет научно-производственная фирма (НПФ) «Системы комплексных тренажеров».

Алымов пояснил, что «Аэрофлот» сформулировал требования, согласно которым будет проходить поставка стартового комплекта ТСО. Эта линейка утверждена в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; материнская структура «Иркута»). К настоящему моменту кроме комплексного тренажера поставлены процедурный и выставочный тренажеры, а также инженерный стенд.

В состав комплекса ТСО, кроме того, входят учебные классы для подготовки всех категорий авиационного персонала и интерактивные действующие учебные стенды самолета. Всего в линейке ТСО 13 наименований.  Все они сейчас находятся на разных стадиях готовности.

Для подготовки бортпроводников создается специализированная линейка ТСО, которая включает в себя тренажер аварийно-спасательных процедур, бортовое аварийно-спасательное оборудование, тренажер пожаротушения, тренажер дверей и тренажер сервиса на борту самолета МС-21.

«Для инженерно-технического персонала создается тренажер инженерно-технического обслуживания для отработки задач по устранению неисправностей, наземных и перронных процедур», — добавил Алымов. Все учебные средства по программе МС-21 будут размещены в учебно-тренажерном центре подготовки авиационного персонала «Аэрофлот».

Процедурный тренажер был создан в ноябре 2012 г., менее чем через год он уже был продемонстрирован в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2013. Сразу после выставки его перевезли в учебный центр «Аэрофлота». Как пояснил Алымов, процедурный тренажер помогает разгрузить работу комплексного — на нем можно отрабатывать до 40% задач летной подготовки, в частности решать учебные задачи по изучению системы самолетовождения и навигации. «Стоимость учебного летного часа на полнопилотажном тренажере составляет 600–700 евро, а на процедурном — 120–150 евро», — добавил Алымов.

Летные испытания МС-21-300 начнутся в I квартале 2017 г. На сегодняшний день корпорация «Иркут» подписала твердые контракты на поставку 175 самолетов МС-21. «Аэрофлот» выступает стартовым заказчиком.