РОСАВИАЦИЯ. Инструкция порядка допуска тренажерных устройств имитации полета


1. Настоящая инструкция определяет порядок допуска тренажерных устройств имитации полета (далее — ТУИП) для подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее — ВС) до введения в действие федеральных авиационных правил, устанавливающих порядок применения ТУИП.

В рамках настоящей инструкции под ТУИП понимаются комплексные тренажеры самолетов (далее — КТС) и комплексные тренажеры вертолетов (далее — КТВ), а также процедурные тренажеры самолетов (далее — ПТС) и процедурные тренажеры вертолетов (далее — ПТВ), использующиеся в рамках программ первоначальной подготовки, переподготовки и периодической подготовки членов летных экипажей ВС.

КТС и КТВ обеспечивают подготовку членов летных экипажей в составе экипажа ВС в полном объеме их функциональных обязанностей по летной эксплуатации конкретного типа.

ПТС и ПТВ обеспечивают формирование и отработку у членов летных экипажей ВС навыков выполнения процедур эксплуатации отдельных систем ВС, выполнения отдельных элементов различных видов летной деятельности, либо выполнения процедур эксплуатации ВС конкретного типа в целом как в составе экипажа, так и самостоятельно отдельными членами экипажа в рамках их функциональных обязанностей.

2. Действие настоящей инструкции не распространяется на тренажеры аварийно-спасательных процедур и тренажеры дверей ВС.

3. Организация, владеющая и/или эксплуатирующая на законных основаниях ТУИП (далее — заявитель), намеревающаяся использовать данные устройства в целях летной подготовки и проверки членов летных экипажей ВС, получает допуск ТУИП в Федеральном агентстве воздушного транспорта.

4. Получение допуска требуют ТУИП:

4.1 Прошедшие модернизацию.

4.2 Вновь разработанные и изготовленные начиная с 15 января 2018 года (российского или иностранного производства).

4.3 Перемещенные с другого места установки (внутри или из-за пределов Российской Федерации).

4.4 Имевшие ранее разрешение Росавиации в рамках утвержденных учебных программ, утративших свою силу или изъятых из сертификата Авиационного учебного центра (далее — АУЦ).

5. ТУИП, находящиеся в эксплуатации и имеющие действующее разрешение Росавиации не требуют получения дополнительного допуска, в случае если они не попадают под категории пунктов 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4.

6. Процедура получения допуска ТУИП состоит из следующих этапов:

6.1 Этап технической оценки ТУИП — для подтверждения заявленных характеристик и проверки работоспособности.

6.2 Этап летной оценки ТУИП — для подтверждения возможности применения ТУИП в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских ВС в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и включающий в себя оценку ТУИП по субъективным критериям. К акту летной оценки представляется приложение, включающее следующие разделы:

а) оценка соответствия интерьера и оборудования кабины ТУИП реальному ВС;

б) комплексная оценка имитации полета в соответствии с руководством по летной эксплуатации ВС в нормальных условиях, а также в условиях неблагоприятных внешних воздействий, особых случаях полета, различных режимах полети с использованием возможных типов захода на посадку;

в) комплексная оценка имитации отказов систем ВС, реализованных на ТУИП (моделирование которых обеспечивает ТУИП);

г) оценка имитации внекабинной визуальной обстановки;

д) оценка имитации акселерационных эффектов (для КТС и КТВ);

е) оценка имитации акустической обстановки;

ж) оценка ТУИП по обеспечению возможности выполнения тренировок, ситуаций и режимов полета ВС обязательных для тренировок в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, в части касающейся тренажерной подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских ВС;

з) оценка имитации (моделирования) иных возможностей и функционала ТУИП, с учетом спецификации ТУИП и особенностей летной эксплуатации ВС.

6.3 Этап административной правовой оценки — для проверки представленной документации и оформления допуска ТУИП в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей ВС.

Этапы 6.1 и 6.2 выполняются ФГУП ГосНИИ ГА в соответствии с установленными полномочиями, с последующем оформлением актов или заключений (далее — акты).

7. Акты ФГУП ГосНИИ ГА оформляются в срок не позднее 30-ти календарных дней после даты представления заявителем документации на ТУИП или по согласию сторон — в соответствии с договором.

8. Для получения допуска ТУИП в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских ВС заявителем предоставляются в Управление летной эксплуатации Росавиации необходимые документы.

9. Для ТУИП, попадающих под определение пункта 4.1 заявитель обязан предоставить следующие сопроводительные документы:

9.1 Акт летной оценки с приложением оценки по субъективным критериям и указанием новых характеристик, приобретенных тренажером в результате модернизации.

9.2 Акт технической оценки, описывающий изменения программной и/или аппаратной части тренажера, перечень проведенных приемо-сдаточных испытаний и квалификационных тестов.

10. Для ТУИП, попадающих под определение п. 4.2 заявитель обязан предоставить следующие сопроводительные документы:

10.1 Акт летной оценки с приложением оценки по субъективным критериям.

10.2 Акт технической оценки с приложением перечня проведенных приемо-сдаточных испытаний, квалификационных тестов и подтверждением проверки работоспособности тренажера.

10.3 Акт финальной приемки тренажера, подписанный заявителем и представителем производителя о соответствии тренажера заявленным характеристикам (Техническое задание или Спецификация).

10.4 Паспорт тренажера или краткая Техническая спецификация, описывающая основные системы тренажера, их функционал и характеристики.

10.5 Сертификат производителя ТУИП (при наличии).

10.6 Документы, подтверждающие прохождение инструкторами подготовки по обеспечению проведения тренировок членов летных экипажей ВС на ТУИП и допуск к самостоятельной работе.

11. Для ТУИП, попадающих под определение п.п. 4.3 и 4.4 заявитель обязан предоставить следующие сопроводительные документы:

11.1 Акт летной оценки с приложением оценки по субъективным критериям.

11.2 Акт технической оценки с приложением перечня проведенных приемо-сдаточных испытаний, квалификационных тестов и подтверждением проверки работоспособности тренажера.

12. Для всех типов комплексных (КТС, КТВ) ТУИП, летная оценка по субъективным критериям проводится членами летных экипажей гражданских ВС, имеющими действующий инструкторский допуск на соответствующий тип ВС.

В случае, если в гражданской авиации отсутствуют инструкторский состав, имеющий допуск на тип ВС, соответствующий тренажерному устройству, допускается проведение летной оценки по субъективным критериям летчиками-испытателями, имеющими действующий допуск на соответствующий тип ВС.

13. На основании актов технической и летной оценок ТУИП ФГУП ГосНИИ ГА разрабатывает базовую программу подготовки членов летных экипажей ВС для каждого ТУИП, которая является основой для дальнейшей разработки эксплуатантами и АУЦ собственных программ подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей ВС.

14. Базовая программа подготовки членов летных экипажей ВС ТУИП, попадающих под категории пунктов 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4 представляется в Управление летной эксплуатации Росавиации в соответствии с пунктом 8 настоящей инструкции.

15. По результатам оценки представленных заявителем документов Управление летной эксплуатации в десятидневный срок оформляет бессрочный допуск ТУИП для подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей ВС в виде официального письма на бланке Федерального агентства воздушного транспорта согласно Приложения к настоящей инструкции.

16. Организация, владеющая и/или эксплуатирующая на законных основаниях ТУИП, имеющая допуск ТУИП для подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей ВС и намеревающаяся изменить, улучшить ТУИП или переместить его с места установки обязана уведомить Росавиацию о своем намерении, с целью получения нового допуска.

17. Организация, владеющая и/или эксплуатирующая на законных основаниях ТУИП, намеревающаяся снять ТУИП с эксплуатации обязана уведомить Росавиацию о своем намерении, с целью аннулирования допуска.

18. Росавиация оставляет за собой право ограничить, приостановить или аннулировать допуск ТУИП в случае нарушения организацией, владеющей и/или эксплуатирующей на законных основаниях ТУИП воздушного законодательства Российской Федерации в части касающейся.

Заместитель руководителя
Федерального агентства
воздушного транспорта
О.Г. Сторчевой

СОГЛАСОВАНО

Генеральный директор
ФГУП ГосНИИ ГА
В.С. Шапкин
Начальник Управления летной
эксплуатации Росавиации
М.Ю. Костылев